Положение о работе с одаренными детьми в МАДОУ “Детский сад № 42»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о работе с одаренными детьми (далее – Положение) регулирует цели и
задачи работы с одаренными детьми в МАДОУ «Детский сад № 42» (далее – ДОУ), определяет
содержание работы с дошкольниками, способствующей полноценному развитию личности каждого
ребенка (одаренного и с признаками одаренности), фиксирует функции и формы работы
должностных лиц с одаренными детьми.
1.2. Положение составлено в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов,
утвержденной Президентом 03.04.2012 № Пр-827;
Уставом МАДОУ «Детский сад № 42» .
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из
результатов работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение участия
талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Основные понятия, используемые в Положении:
одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют высокие интеллектуальные способности по
сравнению со сверстниками, потребность в познавательной деятельности. Также одаренный
ребенок испытывает радость от добывания знаний, умственного труда.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми
2.1. Цель – создать условия в ДОУ для выявления, поддержки и развития одаренных детей путем
объединения усилий педагогов и родителей.
2.2. Задачи:
выявить одаренность у детей с использованием различной диагностики, определить типы
одаренности воспитанников;
подобрать средства, методы, технологии обучения, способствующих развитию
самостоятельности мышления, творчества, инициативности и научно-исследовательских
навыков;
составить индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей;
оформить развивающую предметно-пространственную среду для всестороннего и
гармоничного развития личности ребенка в процессе обучения и воспитания;
организовать разнообразные тематические мероприятия для проявления способностей
одаренных детей;
организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных
детей,
поощрение
педагогов и дошкольников за достигнутые результаты.
3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных
детей
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление
и отслеживание развития одаренных воспитанников:
создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
создание информационных баз данных по одаренным воспитанникам;
мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования
в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
организация конкурсов, олимпиад, выставок между дошкольными образовательными
учреждениями;
создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
участие в конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
активное использование интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
развитие проектной деятельности воспитанников;
подготовке материалов для сайта ДОУ;
привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
создание условий для проявления способностей, одаренности, таланта (детских объединений,
форм массовой работы).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
мастер-классы;
педагогические советы;
консультации;
тематические семинары и другие формы распространения опыта сопровождения развития
одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
организация проектной деятельности с воспитанниками;
организация и участие воспитанников в конкурсах, выставках, научных конференциях и иных
мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
консультации, мастер-классы, тренинги по выявлению и организации работы с одаренными
детьми;
оформление наглядной просветительской информации на сайте ДОУ и в родительском
уголке об особенностях развития и поддержке одаренности детей;
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных
воспитанников;
проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
тематические конкурсы, выставки;
проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с
одаренными детьми:
для педагогов: награждение благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах
профессионального мастерства, размещение информации об успехах и достижениях
воспитанников на сайте ДОУ;
для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетными грамотами,
подарками, размещение фотографий на стенде внутри ДОУ, обеспечение участия в конкурсах,
соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте
ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
беседы с родительской общественностью;
беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.
4. Принципы работы с одаренными детьми и участники ее реализации
4.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
принцип расширения образовательного пространства;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего обучения;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
принцип добровольности;
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
4.2. Участниками реализации данного Положения являются:
администрация ДОУ (заведующий, заместитель заведующего);
педагоги и специалисты ДОУ (ответственные): педагог-психолог, учитель-логопед,
музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, воспитатели возрастных групп;
дошкольники;
родители (законные представители) дошкольников.
5. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
5.1. Работа с одаренными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается
вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОО.
5.2. В работе с одаренными обучающимися используются следующие формы:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах/кружках по программам
творческого развития в определенной области;
работа в творческих мастерских;
деятельность по исследовательским и творческим проектам совместно со взрослыми, участие
в научно-практических конференциях;
мастер-классы;
творческие конкурсы, концерты, праздники;
выставки разной тематики, фестивали, спортивные соревнования, олимпиады, викторины,
интеллектуальные игры.
5.3. Функциональные обязанности заведующего ДОУ:
планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одаренными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
5.4. Функциональные обязанности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
планированием в годовом плане работы ДОО мероприятий по работе с одаренными детьми, и
контроль его выполнения участниками образовательной деятельности;
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией данного
Положения;
организация и проведение семинаров по работе с одаренными детьми;
подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей;
сбор информации об одаренных детях;
оформление нормативной документации;
планирование, участие в организации смотров-конкурсов,
выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов.
5.5. Функциональные обязанности старшего воспитателя:
планирование в годовом плане работы ДОО отдельных мероприятий по работе с одаренными
воспитанниками и контроль его выполнения участниками образовательной деятельности;
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией данного
Положения;
руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными воспитанниками;
координация действий педагогов, работающих с одаренными детьми;
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных
воспитанников;
сбор информации об одаренных детях;
подбор диагностических материалов для выявления одаренных воспитанников;
сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме;
подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными воспитанниками;
определение критериев эффективности работы;
оформление материалов по работе с одаренными воспитанниками на стенде в методическом
кабинете;
размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте
ДОУ.
5.6. Функции ответственных за работу с одаренными детьми:
выявление одаренных детей;
составление плана работы с одаренными детьми;
корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение
заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
организация подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, викторинам;
оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для
представления на педагогическом совете;
консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей;
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
5.7. Функции узких специалистов:
выявление одаренных детей;
заполнение индивидуальных образовательных маршрутов развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих
диагностик и наблюдений;
планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с
одаренными воспитанниками.
6. Оценка эффективности работы с одаренными детьми
6.1. Для оценки эффективности работы педагогов с одаренными детьми в ДОУ используются
следующие формы мониторинга.
Формы
Периодичность
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны
В соответствии с годовым планом
работы ДОУ
Проектная деятельность воспитанников совместно с
воспитателями и родителями (законными
представителями)
В соответствии с годовым планом
работы ДОУ
Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с
одаренными детьми
1 раз в год, итоговый педсовет
Тематический контроль
В соответствии с годовым планом
работы ДОУ
6.2. При определении эффективности работы с одаренными детьми оцениваются:
динамика достижений детей, в том числе зафиксированная в портфолио обучающегося;
состояние здоровья и комфортность пребывания дошкольников в образовательной
организации;
удовлетворенность родителей образовательным процессом;
рейтинги образовательной организации по итогам участия детей в городских творческих
мероприятиях: конкурсы, викторины, проекты, концерты.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является
локальным нормативным актом и утверждается приказом заведующего ДОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом 7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.