ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА 2023 – 2027 ГГ.
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 42»
г.Верхняя Пышма
2023 г.
1
№
Содержание
1
Паспорт Программы развития МАДОУ «Детский сад № 42» на 2023 – 2027 гг.
3
2
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития
4
Стр.
2.1. Краткая информационная справка
4
2.2. Структура ДОУ и система его управления
5
2.3.
3
4
Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ
9
Основная идея инновационного развития дошкольной образовательной 12
организации, научно-теоретическое обоснование важности и необходимости
инновационных изменений
Цель и задачи Программы развития
13
6
Концептуальный проект развития дошкольной образовательной организации 13
(миссия, ценности, содержательные принципы)
Этапы реализации Программы развития
15
7
Стратегический план действий по реализации Программы развития
5
15
7.1. Проект «Управление качеством дошкольного образования»
15
7.2. Проект «Комфортная и безопасная образовательная среда»
17
7.3. Проект «Успешный ребенок»
19
7.4. Проект «Кадровый потенциал»
20
7.5. Проект «Содружество-содействие-сотворчество»
22
8
Финансовый план реализации Программы развития
22
2
1. Паспорт Программы развития МАДОУ «Детский сад № 42» на 2023- 2027 гг.
Наименование
Программы
Разработчики Программы
Исполнители Программы
Основания для
разработки Программы
Назначение Программы
развития
Цель Программы
Задачи Программы
Программа развития Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 42» на 2023- 2027 гг.
Администрация МАДОУ «Детский сад № 42», рабочая
группа по разработке Программы развития, утвержденная
приказом заведующего от 23.08.2023 г. № 124
Участники образовательных отношений МАДОУ «Детский
сад № 42»
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012
года № 273 «Об образовании» (ред. от 24.03.2021);
-Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской
Федерации»
по
вопросам
воспитания
обучающихся»;
-Государственная программа
Российской
Федерации
«Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации от 26 декабря 2017г. №1642;
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха детей и молодежи, СП
2.4.3648-20
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 года № 28);
-Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования, утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования";
-Устав МАДОУ «Детский сад № 42».
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе анализа работы за предыдущий период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации воспитания, управление ДОУ процессов.
Осуществление системы управленческих, методических и
педагогических действий, направленных на повышение
качества и эффективности образования в МАДОУ
«Детский сад № 42» (далее – ДОУ) с учетом запросов
личности,общества и государства.
-Повышение качества и доступности дошкольного
3
Целевые показатели
программы Развития
Финансирование
программы
образования в соответствии с ФГОС ДО путем обеспечения
эффективного внутреннего управления ДОУ;
-совершенствование
работы
педагогического
коллектива, направленного на выявление, поддержку и
развитие способностей воспитанников в различных
видах деятельности и через систему дополнительного
образования;
-совершенствование системы профессионального роста
педагогических работников в ДОУ, выступающих
гарантом
предоставления
высокого
качества
образовательных услуг;
-использование разных форм взаимодействия ДОУ и семьи с
целью повышения родительской компетентности по
вопросам воспитания и образования детей.
-выполнение муниципального задания;
-предоставление общественности отчета о результатах
финансово-хозяйственной и образовательной деятельности
(отчет по самообследованию);
-доля
родителей,
удовлетворенных
качеством
образовательных услуг в ДОУ;
-удельный вес обучающихся по программам дошкольного
образования, участвующих в конкурсах различного уровня, в
общей
численности обучающихся
по
программам
дошкольного образования;
-количество услуг педагогической, методической и
консультативной
помощи
родителям
(законным
представителям) детей, посещающим и не посещающим
ДОУ;
-удельный вес педагогов, использующих инновационные
педагогические технологии в образовательном процессе;
-доля детей, охваченных образовательными программами
дополнительного образования детей, в общей численности
детей в ДОУ.
-бюджетные средства
-внебюджетные средства
2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы развития
2.1.
Краткая информационная справка
Полное наименование - Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 42»
Сокращенное наименование - МАДОУ «Детский сад № 42»
Тип - дошкольная образовательная организация
Организационно-правовая форма - автономное учреждение
Год основания учреждения - 1983 год, введен в эксплуатацию 9 ноября 2007 года после
капитального ремонта.
4
Юридический адрес: 624090, Свердловская
Юбилейная, дом 3 к.а, телефон: 8 (34368)79050
Эл.почта duimovohka42@yandex.ru
сайт https://duimovohka42.tvoysadik.ru
Заведующий – Мальцева Ольга Васильевна
область,
город
Верхняя
Пышма,
улица
Режим работы: МАДОУ «Детский сад № 42» функционирует в режиме пятидневной рабочей
недели (с понедельника по пятницу) с 12-часовым пребыванием воспитанников (с 7.00 до 19.00
часов).
Устав МАДОУ «Детский сад № 42» утвержден постановлением Администрации городского
округа Верхняя Пышма от 04.07.2016 № 830.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 18956 от 25.08.2016 г.
(бессрочно).
В ДОУ функционирует 10 групп общеразвивающей направленности.
Предметом деятельности ДОУ является предоставление общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками.
В МАДОУ «Детский сад № 42» реализуются следующие программы:
- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 42»;
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский
сад № 42» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский
сад № 42» для обучающихся с задержкой психического развития.
2.2.Структура ДОУ и система его управления.
Управление МАДОУ «Детский сад № 42» осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом ДОУ.
Учредитель - Администрация городского округа Верхняя Пышма.
В ДОУ формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся
Наблюдательный совет, Педагогический совет, Общее собрание работников учреждения, Совет
учреждения, общие и групповые родительские комитеты.
Наблюдательный совет учреждения рассматривает:
1) предложения учредителя или заведующего учреждением о внесении изменений в устав
учреждения;
2) предложения учредителя или заведующего учреждением о создании и ликвидации филиалов
учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
3) предложения учредителя или заведующего учреждением о реорганизации учреждения или о его
ликвидации;
4) предложения учредителя или заведующего учреждением об изъятии имущества, закрепленного
за учреждением на праве оперативного управления;
5) проект плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
6) по представлению заведующего учреждением проекты отчетов о деятельности учреждения и об
использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности,
годовую бухгалтерскую отчетность учреждения;
7) предложения заведующего учреждением о совершении сделок по распоряжению имуществом,
которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об
автономных учреждениях» учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;
5
8) предложения заведующего учреждением о совершении крупных сделок;
9) предложения заведующего учреждением о совершении сделок, в совершении которых имеется
заинтересованность;
10) предложения заведующего учреждением о выборе кредитных организаций, в которых
учреждение может открыть банковские счета;
11) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности учреждения и утверждения
аудиторской организации.
Кандидатуры представителей общественности, в том числе лица, имеющих заслуги и
достижения в сфере образования, предлагаются органами самоуправления учреждения на
согласование заведующему учреждением и утверждаются учредителем.
Заведующий учреждением и его заместители не могут быть членами Наблюдательного совета.
Решение о назначении членов Наблюдательного совета учреждения или досрочном
прекращении их полномочий принимается учредителем учреждения. Назначение членов
Наблюдательного совета или досрочное прекращение их полномочий осуществляется на основании
распоряжения учредителя по представлению учреждения.
Срок полномочий Наблюдательного совета составляет 5 лет.
Наблюдательный совет учреждения действует на основании положения.
Педагогический совет - это высший педагогический коллегиальный орган управления, в задачи
которого входит совершенствование качества образовательной деятельности, ее условий и
результатов.
Педагогический совет состоит из всех педагогов, включая совместителей. Медицинские
работники, представители родительского комитета входят в состав педагогического совета с
правом совещательного голоса.
Педагогический совет учреждения проводит свои заседания не реже 4-х раз в год. Ход
заседания и решения оформляются протоколами. Протоколы хранятся в учреждении постоянно.
Педагогический совет учреждения:
- определяет направление образовательной деятельности;
- разрабатывает общеобразовательную программу дошкольного образования для реализации в
учреждении;
- обсуждает вопросы содержания, форм, методов образовательного процесса, планирования
образовательной деятельности в учреждения, рассматривает вопросы повышения квалификации и
переподготовки кадров; вопросы об аттестации педагогических работников на заявленные ими
квалификационные категории; вопросы о награждении работников государственными наградами;
- организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
- рассматривает вопросы организации дополнительных (в том числе платных образовательных)
услуг;
- заслушивает отчеты заведующего учреждением о создании условий для реализации
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Заседание Педагогического совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины
его состава. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство
присутствующих. Решение, принятое в пределах компетенции Педагогического совета и не
противоречащее действующему законодательству Российской Федерации, является обязательным
для выполнения всеми его членами.
Председателя и секретаря Педагогического совета избирают на 1 календарный год.
Председателем Педагогического совета может быть любой педагог учреждения.
6
Председатель педагогического совета:
- организует деятельность Педагогического совета;
- информирует членов Педагогического совета о предстоящем заседании за 5 дней;
- регистрирует поступающие в Педагогический совет заявления, обращения, иные материалы;
- определяет повестку заседания Педагогического совета;
- контролирует выполнение решений Педагогического совета.
Педагогический совет действует постоянно.
Общее собрание работников образовательного учреждения (далее - Общее собрание) осуществляет
общее руководство образовательным учреждением и содействует расширению коллегиальных,
демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов.
Общее собрание представляет полномочия трудового коллектива.
К компетенции Общего собрания трудового коллектива учреждения относится:
рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением законодательства о труде работниками,
администрацией, а также, положений коллективного трудового договора между учреждением и
работниками;
рассмотрение спорных или конфликтных ситуаций, касающихся отношений между
работниками учреждения;
рассмотрение вопросов, касающихся улучшения условий труда работников;
представление педагогических и других работников к различным видам поощрений;
заслушивание отчета председателя профсоюзного комитета учреждения о работе,
проделанной профсоюзным комитетом в течение года;
рассмотрение и принятие Коллективного договора;
образование комиссии по трудовым спорам в учреждении.
Организационной формой работы Общего собрания трудового коллектива являются заседания,
которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
На первом заседании открытым голосованием избирается председатель и секретарь.
Общее собрание трудового коллектива созывается его председателем по собственной инициативе,
инициативе работников, председателя профсоюзного комитета, заведующего учреждения.
На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители учредителя, общественных
организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашенные на
общее собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления,
участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.
Общее собрание собирается не реже одного раза в год.
Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 51% членов трудового
коллектива учреждения. Решение Общего собрания принимается открытым голосованием. Решение
Общего собрания обязательно для исполнения всеми членами трудового коллектива учреждения.
Заседания Общего собрания оформляются протоколом. Книга протоколов Общего собрания
работников хранится в делах учреждения и передается по акту.
Общее собрание является постоянно действующим органом управления.
Совет учреждения формируется из представительства родителей (законных представителей) и
педагогических работников, представителей общественных организаций, заинтересованных в
сотрудничестве с учреждением и в его развитии. В его состав входит заведующий, представитель
учредителя.
Представитель в Совет учреждения избираются на родительском собрании, Педагогическом совете
открытым или тайным голосованием по равной квоте от каждой из перечисленных категорий.
7
Представитель может быть досрочно отозван решением собрания соответствующей категории
коллектива учреждения.
На первом собрании проходят выборы председателя Совета учреждения и его заместителя, а также
формирование необходимых рабочих комиссий по решению неотложных вопросов жизни
учреждения.
При выбытии члена Совета учреждения до истечения срока его полномочий распоряжением
председателя созывается внеочередное собрание соответствующей категории коллектива учреждения,
которое избирает нового представителя в Совет учреждения.
Совет учреждения созывается решением председателя не реже одного раза в квартал.
Заседание совета учреждения считается состоявшимся, если на нём присутствовало не менее 2/3
членов Совета. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3
присутствующих. На заседании Совета учреждения, с правом совещательного голоса, могут
присутствовать все желающие работники учреждения, родители (законные представители),
представители учредителя. Все заседания Совета учреждения оформляются протоколом.
Компетенция Совета учреждения:
1) определяет общие направления развития учреждения;
2) согласовывает режим работы учреждения;
3) заслушивает отчёты администрации по направлениям деятельности;
4) определяет перечень и порядок предоставления дополнительных платных образовательных
услуг;
5) совместно с заведующим представляет интересы учреждения в государственных,
муниципальных органах управления, общественных объединениях;
6) наряду с родителями (законными представителями) представляет интересы воспитанников
обеспечения их социально-правовую защиту;
7) осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете учреждения.
Решения Совета учреждения, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с
законодательством, обязательны для всех членов коллектива учреждения, родителей (законных
представителей).
Совет учреждения является постоянно действующим коллегиальным органом.
Срок полномочий Совета учреждения - один год.
В качестве общественных организаций действуют общий и групповые родительские комитеты, они
содействуют объединению усилий семьи и учреждения в деле воспитания и обучения детей,
оказывают помощь в определении и защите социально незащищенных детей.
Родительские комитеты в группах учреждения избираются на групповых родительских собраниях
в количестве, соответствующем решению собрания. Избранные члены группового родительского
комитета выбирают председателя и секретаря. На групповом собрании избирается также один
представитель в общий родительский комитет.
Избранные представители групповых родительских комитетов составляют общий родительский
комитет, избирающий председателя комитета, секретаря, председателей комиссий, которые создаются
по необходимости.
Родительский комитет собирается не реже 1 раза в квартал. Внеочередные заседания родительского
комитета собираются по инициативе его председателя.
Заседания родительского комитета правомочны при условии наличия двух третей его членов от
общего количества.
Решения родительского комитета принимаются простым большинством голосов членов,
8
присутствующих на заседании.
Родительский комитет правомочен решать следующие вопросы жизнедеятельности учреждения:
1) содействовать привлечению финансовых, материально-технических и информационных средств
по обеспечению деятельности и развития учреждения;
2) содействовать организации и улучшению условий образовательной деятельности
воспитанников, трудовой деятельности педагогических и других работников учреждения;
3) принимать участие в разработке стратегического направления деятельности учреждения;
4) содействовать организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий,
проводимых как в самом учреждении, так и в не его;
5) содействовать совершенствованию материально-технической базы учреждения;
6) благоустройства его помещений и территории;
7) рассматривать другие вопросы, отнесённые к компетенции Родительского комитета его
положением.
Срок полномочий совета родителей - один год.
2.3. Результаты SWOT–анализа потенциала развития ДОУ
Факторы, обеспечивающие
Оценка актуального состояния внутреннего
развитие ДОУ
потенциала ДОУ
Сильная сторона
Слабая сторона
Качество образования
- Наличие
- Наряду с активными
(результативность
Образовательной
педагогами-мастерами в
образования,
мониторинг программы,
коллективе имеются
динамики
развития Адаптированных
педагоги с недостаточным
воспитанников,
образовательных
уровнем мотивации и
включенность
их
в программ, разработанных в начинающие педагоги с
конкурсное
движение, соответствии с
невысоким уровнем
удовлетворенность
требованиями ФГОС ДО и
профессиональных
качеством образования)
ФОП ДО.
компетенций.
- Высокая результативность
образования воспитанников
по реализуемым
программам,
подтвержденная
мониторингом, внешними
оценками и наградными
материалами.
- Применений
инновационных
технологийв работе с
детьми.
- Отсутствие обоснованных
жалоб со стороны
родителейобучающихся.
9
Кадровое обеспечение
деятельности
образовательной
организации
Материально-техническое
обеспечение деятельности
образовательной
организации
(помещения, ремонт,
современное компьютерное
оборудование,
интерактивные
столы и доски, связь
Интернет)
- Образование педагогов :
высшее образование у 18
человек (86 %),
- среднее образование у 3
человек (14 %).
- Квалификация педагогов:
высшая категория - 4
человека (20 %); первая
квалификационная категория
– 3 человека (14 %);
соответствие занимаемой
должности - 7 человек (33
%); без категории (молодые
специалисты, которые не
проработали 2-х лет) – 7
человека (33 %).
- Все педагоги проходят
курсовую подготовку
и аттестацию по
графику.
-Создана развивающая
предметнопространственная среда
для комфортного
пребывания детей в
детском саду в
соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
-Помещения ДОУ
соответствуют
требованиям СанПиН и
безопасности.
-Проводился
косметический ремонт.
-Имеется
высокоскоростной
Интернет.
- Недостаточная
укомплектованность
педагогическими кадрами
(на 80 %);
- Наряду с педагогамистажистами в коллективе
30 % педагогов с небольшим
опытом работы (до 5 лет).
-Недостаток цифровой
образовательной среды:
электронных
образовательных ресурсов
(компьютерных обучающих
программ) и интерактивного
оборудования,
- В помещениях требуется
частичный косметический
ремонт.
10
Психолого-педагогические и
медицинские особенности
контингента воспитанников,
динамика его изменения
Социально-педагогический
портрет родителей
воспитанников как
участников образовательных
отношений
Информационное
обеспечение
деятельности
образовательной
организации
Инновационная
деятельность
Система связей
ДОУ с
социальными партнерами
- Создана система
физкультурнооздоровительной работы с
детьми.
-Организована
коррекционная помощь
детям с ОВЗ.
-Созданы условия для
полноценного питания.
-Родители являются
активными участниками
детско-родительских
проектов, совместных
конкурсов, акций,
проводимых в ДОУ.
- Наличие системы
просветительской работы
с родителями.
-Создан официальный
сайт учреждения.
-Создана группа в
социальной сети
«ВКонтакте».
-Увеличение количества
детей, имеющих 2 группу
здоровья и наблюдающихся
у врачей.
-Увеличение количества
детей с частичной
вакцинацией.
-Внедрение
инновационныхформ
работы в образовательный
процесс ДОУ повышает
качество образования.
- Наличие договоров с
социальными партнерами
делает образовательную
работу в ДОУ более
эффективной
Недостаточность
профессиональной
инициативы и
компетентности у
отдельных педагогов.
- Движение
воспитанников,
отсутствие по причине
болезни и отпусков
затрудняет выполнение
намеченных мероприятий
-Недостаточная
профессиональная
компетентность
начинающих педагогов в
работе с семьями при
проведении активных форм
взаимодействия.
-Загруженность педагогов
не всегда позволяет
оперативно отражать
информацию.
Выводы: Проведенный SWOT-анализ позволяет определить, что в ДОУ созданы
условия для работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. SWOT-анализ дает
возможность выделить следующие стратегические направления в развитии
образовательной организации:
-соответствие образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО;
-реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения в школе;
-кадровое обеспечение, соответствующее современным требованиям в сфере образования;
-привлечение родителей к участию в образовательной деятельности, используя
11
разнообразные формы работы;
-модернизация материально-технической базы ДОУ;
-поддержка взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
Основная идея инновационного развития ДОУ, научно-теоретическое
обоснование важности и необходимости инновационных изменений
Основная идея инновационной деятельности ДОУ вызвана необходимостью модернизации
содержания и организации образования. В связи с этим возникает новая предметность в
научно-практической деятельности педагогов и руководителя - проектирование
образовательного пространства, изменение структуры образовательного процесса и
содержания образовательной деятельности.
Необходимы преобразования по ряду направлений деятельности ДОУ:
Качество образования:
-повышение качества образования за счет внедрения инновационных педагогических
технологий, современных программ;
-актуализация нравственно-патриотического воспитания;
-приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом, с использованием
здоровьесберегающих технологий;
-воспитание эмоционального и осознанного отношения воспитанников к собственному
здоровью и безопасности;
-формирование основы социально-нравственных чувств, представлений и отношений;
-введение дополнительных платных услуг;
-повышение педагогической культуры родителей;
-взаимодействие педагогов и родителей через онлайн-общение посредством чатов в
мессенджерах и социальных сетях, официального сайта ДОУ.
Кадровое обеспечение деятельности ДОУ:
-расширение направлений и качества методической работы;
-расширение методического центра ДОУ: приобретение научной, методической
литературы, видеоматериалов по обучению и развитию дошкольников, создание
мультимедийных консультаций для педагогов, электронной картотеки обобщенного
педагогического опыта по разным направлениям;
-оптимизация системы наставничества;
-обеспечение научных, методических, творческих контактов с другими учреждениями
города, области;
-изучение и внедрение лучшего опыта работы коллег;
-разнообразие курсов повышения квалификации педагогов.
Материально-техническое обеспечение деятельности ДОУ:
- оснащение музыкального зала, спортивной площадки, групповых прогулочных
участков малыми игровыми формами и спортивным оборудованием.
Информационное обеспечение деятельности ДОУ:
-активизация отображения информации о деятельности ДОУ в Интернет-сети.
Инновационная деятельность:
-трансляция опыта инновационной деятельности ДОУ на муниципальном, региональном
и федеральном уровнях.
Система связей ДОУ с социальными учреждениями:
3.
12
-обеспечение взаимодействия с социальными партнерами с целью улучшения работы с
одаренными и талантливыми детьми, в том числе с детьми с ОВЗ и детьмиинвалидами.
4. Цель и задачи Программы развития
Цель: Осуществление системы управленческих, методических и педагогических действий,
направленных на повышение качества и эффективности образования в ДОУ с учетом
запросов личности, общества и государства.
Задачи Программы:
-повышение качества и доступности дошкольного образования в соответствии с ФГОС
ДО путем обеспечения эффективного внутреннего управления ДОУ;
-формирование комфортной и безопасной образовательной среды;
-обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
-совершенствование системы профессионального роста педагогических работников в ДОУ,
выступающих гарантом предоставления высокого качества образовательных услуг;
-использование разных форм взаимодействия детского сада и семьи для повышения
родительской компетентности в воспитании и образовании детей;
-совершенствование работы педагогического коллектива, направленного на выявление,
поддержку и развитие способностей и талантов воспитанников в различных видах
деятельности и через систему дополнительного образования.
Программа развития ориентирована на:
-формирование современного позитивного имиджа ДОУ;
-сохранение положительных достижений и традиций в учреждении;
-обеспечение системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса
в соответствии с Образовательной программой ДОУ, Адаптированными образовательными
программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР.
5. Концептуальный проект развития ДОУ
(миссия, ценности, содержательные принципы)
Концепция развития ДОУ основывается на реализации права каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для
полноценного физического и психического развития детей, как основы личностного
развития и успешного обучения в школе.
Концептуальной идеей развития ДОУ является создание педагогической системы,
отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование
активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в
современном мире, способного активно мыслить и действовать. Она ориентирует коллектив
на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и
саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их
родителей.
В основе данной концепции ДОУ лежат следующие научные принципы:
1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не
максимальное ускорение темпов развития ребенка, а создание условий для полноценного
проживания каждым ребенком своего детства, наиболее полного развития его возрастных
и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию,
методам, темпам обучения и воспитания.
13
2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность
целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого
компонента.
3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и
методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет
индивидуальных особенностей развития детей на каждом возрастном этапе. Он реализуется
путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как индивидуально,
так и у подгруппы детей, а также путем создания благоприятных условий для полноценного
развития ребенка, опережающего в своем развитии сверстников.
4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает
совместную и созидательную деятельность педагога, ребенка и родителей.
5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания,
методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям.
Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных
потребностей ребенка, а с другой стороны, - создание условий для их развития в
направлении общечеловеческого ценностного содержания.
6. Принцип
культуросообразности,
ориентирующий
ребенка
на
освоение
общечеловеческой культуры.
7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе,
детям и взрослым.
8. Принцип научностисостоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, точно
отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой
научно-профессиональный уровень
Миссия ДОУ заключается в обеспечении полноценного комфортного проживания
ребенком периода дошкольного детства и предоставление высокого качества образования
через создание современной интегрированной модели развивающего образовательного
пространства. Модель образовательного пространства, предполагающая достижение
высокого качества дошкольного образования, обеспечивается деятельностью ДОУ в
режиме обновления содержания образования, использование новых методов и приемов,
образовательных технологий, с учетом современных требований.
Инструментами достижения нового качества образования, актуальными для ДОУ,
выступают:
-формирование цифровых компетенций педагогических работников;
-психолого-педагогическое консультирование родителей;
-инновационная деятельность;
-вовлечение в образовательный процесс внешних субъектов (родителей, представителей
предприятий, социальных институтов и т.д.);
-система выявления и поддержки одаренных детей;
-институт наставничества;
-профессиональное конкурсное движение.
-обеспечение каждому ребенку возможности для развития способностей, условий для
разностороннего развития, необходимой ему коррекции, проживание дошкольного детства
как самоценного периода жизни, охраны и укрепления его здоровья, подготовки к
успешному обучению на следующей ступени образования, поддержка семьи в воспитании
и развитии ребенка.
14
К ценностям ДОУ относятся:
Открытость и поддержка – ДОУ открыто к внешнему миру, мы готовы принимать опыт
других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать педагогическую
поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того,
посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные
проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении.
Индивидуализация означает для нас, что нет ребенка, нет его семьи «вообще», нет педагога
«вообще», есть именно этот ребенок, этот взрослый рядом с их неповторимыми
особенностями, возможностями и интересами. Поэтому мы стремимся создавать такие
условия в детском саду, которые будут соответствовать уникальности каждого и обеспечат
развитие способностей ребенка, самореализацию педагогов, и участие родителей в
образовательном процессе.
Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую
практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень
образовательных услуг.
Сотрудничество – мы стремимся совместно с родителями решать проблемы, планировать
и организовывать мероприятия в интересах детей.
Профессионализм и высокое качество образовательных услуг, которое достигается
непрерывным
самообразованием,
постоянным
повышением
профессиональной
компетенции каждым педагогом.
6. Этапы реализации Программы развития
1. Этап – организационно-аналитический – 2023 г.
- анализ и оценка развития ДОУ;
- определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ;
2 этап – формирующий - 2024 – 2026 гг.
- проведение мероприятий по реализации Программы развития;
- укрепление материально- технической базы ДОУ;
- совершенствование компонентов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- ведение мониторинга Программы развития, корректировка задач.
3 этап – обобщающий – 2027 г.
- обобщение результатов внедрения Программы развития.
7. Стратегический план действий по реализации Программы развития.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный
метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации
проектов по отдельным направлениям деятельности, каждая из которых представляет собой
комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы
образовательной деятельности.
7.1. Проект «Управление качеством дошкольного образования»
Цель: Повышение качества и доступности дошкольного образования в соответствии с
ФГОС ДО путем обеспечения эффективного внутреннего управления ДОУ;
Задачи:
-реализовать внутреннюю систему оценки качества образования, как механизма
15
выполнения основной образовательной программы ДОУ;
-обеспечить реализацию Образовательной программы ДОУ, объединив обучение и
воспитание в целостный образовательный процесс путем разностороннего, полноценного
развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
-обеспечить внедрение инновационных образовательных технологий в соответствии с
ФГОС ДО в рамках инновационной деятельности;
-совершенствовать систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
№
п/п
Мероприятия проекта
Сроки
проведения
Ответственный
исполнитель
1
Изучение нормативных документов
федерального, регионального,
муниципального уровней, направленных на
модернизацию дошкольного образования.
Разработка новых локальных актов,
регламентирующих деятельность ДОУ
(приказов, положений, правил), заключение
договоров с партнерами.
Обеспечить выполнение объема
муниципальных услуг, установленных в
муниципальном задании
Внедрение и реализация
Программы воспитания в рамках
Образовательной программы
Внедрение инновационных образовательных
технологий в рамках инновационной
деятельности с целью повышения качества
образования в ДОУ.
Проведение воспитательных мероприятий, в
том числе по нравственно-патриотическому
воспитанию
Оптимизация мониторинга результативности
образования и оценки развития детей, как
критерия готовности к школьному обучению.
2023-2027
Заведующий
заместитель
заведующего по
ВОР
2023-2027
Заведующий
2023-2027
Заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий,
педагоги
Информирование родителей об использовании
в ДОУ инструментария оценки развития детей
и разъяснения значения проведения этой
работы
Анкетирование родителей с целью оценки
удовлетворенности качеством дошкольного
образования детей
В период
действия
программы
Мониторинг качества дополнительного
2023-2027
2
3
4
5
7
8
9
10
В период
действия
программы
По плану с
сентября по
май
Ежегодно
2023-2027
Заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий
заместитель
заведующего по
ВОР
Заместитель
заведующего по
ВОР, педагоги
Заведующий ,
заместитель
заведующего по
ВОР
Заместитель
16
образования
11
Обеспечение педагогов печатными и
электронными образовательными ресурсами, в
том числе подписка на электронные издания
2023-2027
13
Повышение квалификации педагогических
работников ДОУ, в том числе по вопросам
коррекционного образования
2023-2027
14
Внедрение
системы
методических 2023-2027
мероприятий с педагогами по ходу реализации
проекта.
15
Ведение сайта в соответствии с требованиями
законодательства РФ
Постоянно
заведующего по
ВОР
Заведующий,
заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий,
заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Педагоги
Ответственный за
ведение сайта
ДОУ
Информирование общественности о
Постоянно
Заведующий,
деятельности на информационных стендах и
заместитель
официальном сайте ДОУ, в том числе
заведующего по
предоставление отчета о результатах
ВОР, педагоги
финансово-хозяйственной и образовательной
деятельности
Ожидаемые результаты:
-ежегодное выполнение муниципального задания;
-ежегодное предоставление общественности отчета о результатах финансовохозяйственной и образовательной деятельности (отчет по самообследованию);
-сохранение доли детей, охваченных образовательными программами, соответствующими
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
-увеличение доли обучающихся ДОУ, принимающих участие в инновационных
образовательных и социальных проектах ;
-увеличение доли обучающихся ДОУ с высокой и средней степенью готовности к
школьному обучению;
-повышение степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
- соответствие сайта требованиям законодательства.
16
7.2. Проект «Комфортная и безопасная образовательная среда»
Цель: Обеспечение комфортной жизнедеятельности участников образовательных
отношений путем создания безопасного образовательного пространства.
Задачи:
-продолжить работу по приведению здания и территории в соответствие с требованиями
антитеррористической,
дорожной,
информационной,
пожарной
безопасности,
санитарными правилами;
-укрепить материально-техническую базу с точки зрения ее безопасности;
17
-модернизировать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую
реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов.
№
п/п
Сроки
проведения
Ответственный
исполнитель
Изучение нормативных документов
федерального, регионального,
муниципального уровней в
области безопасности человека.
Определение объема финансовых
расходов, необходимых для укрепления
материально-технического состояния ДОУ.
2023-2027
Заведующий,
заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий
3
Выполнение мероприятий в рамках
реализации плана мероприятий Паспорта
безопасности ДОУ
Ежегодно
4
Приведение в соответствии с
требованиями СанПиН, пожарной и
антитеррористической безопасности
территории, здания, помещений и
коммуникационных систем учреждения
2023-2027
5
Приведение в соответствие с нормативами
системы автоматической пожарной
сигнализации и системы оповещения и
управления эвакуацией при пожаре.
2023-2027
6
Мониторинг детского травматизма,
безопасных условий труда и
производственного травматизма.
Проведение обучающих мероприятий по
его профилактике.
Ежегодно
7
Обеспечение оснащения ДОУ ,
косметические ремонты помещений
2023-2027
1
2
Мероприятия проекта
Ежегодно
Заведующий,
заместитель
заведующего по
АХЧ, специалист
по ОТ
Заведующий,
заместитель
заведующего по
АХЧ, специалист
по ОТ
Заведующий,
заместитель
заведующего по
АХЧ, специалист
по ОТ
Заведующий
специалист по
охране труда,
заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий,
заместитель
заведующего по
АХЧ
18
8
9
10
Оснащение образовательного процесса
учебными, игровыми, учебнометодическими комплектами,
дидактическими пособиями и игрушками,
в соответствии с ФГОС ДО и
направлениями инновационной
деятельности, в том числе для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов, а также повышение
благоустройства детских игровых
площадок новыми игровыми постройками.
Приобретение нового современного
дидактического оборудования для
внедрения цифровых образовательных
технологий в образовательное
пространство ДОУ
2023-2027
Заведующий,
заместитель
заведующего
по ВОР,
заместитель
заведующего
по АХЧ
2023-2027
Заведующий,
заместитель
заведующего
по ВОР,
заместитель
заведующего
по АХЧ
Оснащение здоровьесберегающего
пространства посредством приобретения
спортивного инвентаря и оборудования в
спортивный зал, на спортивную площадку.
2023-2027
Заведующий,,
заместитель
заведующего по
АХЧ
Ожидаемые результаты:
-стабильное функционирование ДОУ в соответствии с целями и задачами Программы
развития,
-сохранение 100% степени оснащения ДОУ системой автоматической пожарной
сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
-сохранение доли групп, в полной мере отвечающих требованиям ФГОС ДО;
-увеличение доли групп, обеспеченных современным обучающим оборудованием для
внедрения цифровых образовательных технологий в образовательное пространство;
-выполнения мероприятий в рамках реализации плана Паспорта безопасности ДОУ.
7.3. Проект «Успешный ребенок»
Цель: направить усилия педагогического коллектива на выявление, поддержку и развитие
способностей и талантов воспитанников в различных видах деятельности и через систему
дополнительного образования.
Задачи:
-развитие системы работы с одаренными воспитанниками;
-включение детей с особыми способностями в конкурсное движение, дополнительное
образование;
-развитие спортивных навыков воспитанников;
-расширение спектра дополнительных образовательных услуг с учетом запросов
родителей (законных представителей) воспитанников;
-развитие кадрового потенциала в данном направлении.
19
№
п/п
Мероприятия проекта
Сроки
проведения
Ответственный
исполнитель
Заведующий,
заместитель
заведующего
по ВОР
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
1
Изучение нормативных документов по
работе содаренными детьми и в области
дополнительного образования детей
2023-2027
2
Разработка и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов для
одаренныхдетей
2023-2027
3
Участие в муниципальных
социально-педагогических
программах
По плану
4
Включение детей с особыми
способностями, в том числе с ОВЗ в
конкурсное движение.
В период
действия
программы
5
Оказание дополнительных
образовательныхуслуг.
2023-2027
6
Мониторинг по охвату детей
дополнительным образованием.
Ежегодно
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Заместитель
заведующего
по ВОР,
педагоги
Обучение педагогов на курсах
Ежегодно
повышенияквалификации по вопросам
выявления и развития детской
одаренности, дополнительному
образованию детей
Ожидаемые результаты:
-увеличение доли воспитанников ДОУ, принимающих участие в муниципальных,
областных и всероссийских конкурсах ежегодно, в том числе и детей с ОВЗ;
-увеличение доли обучающихся ДОУ, принимающих участие в муниципальных
социально-педагогических программах;
-увеличение количества программ дополнительного образования детей;
-увеличение доли детей, охваченных программами дополнительного образования.
7
7.4. Проект «Кадровый потенциал»
Цель: выстраивание (оптимизация) системы профессионального роста педагогических
работников в ДОУ, выступающих гарантом предоставления высокого качества
образовательных услуг.
Задачи:
-направить усилия на квалификационное развитие персонала;
-повышать мотивацию педагогических работников к профессиональному росту через
20
повышение квалификации, самообразование, участие в конкурсном движении, в том числе
в конкурсах профессионального мастерства;
-совершенствовать систему наставничества;
-стимулировать участие педагогов в инновационной деятельности;
-повысить профессиональные компетенции административных сотрудников и
педагогических работников в области современных цифровых технологий;
-организовать методическое сопровождение педагогических работников, использующих
цифровые программы и технологии, в том числе в области ИКТ.
№ п/п
Мероприятия проекта
Сроки
Ответственный
проведения исполнитель
1
Наставническая деятельность. Разработка
локальных нормативных актов по вопросам
внедрения системы
наставничества. Организация работы «Школы
малоопытного педагога».
2023-2027
Заведующий,
заместитель
заведующего
по ВОР
2
Составление плана-графика повышения
квалификации педагогических и руководящих
работников и контроль за его реализацией
Ежегодно
3
Организация обучения административных и
педагогических работников по внедрению в
практику работы цифровых технологий.
2023-2027
Заведующий,
заместитель
заведующего по
ВОР
Заведующий
4
Обучение в ДОУ педагогов по вопросам
охраны труда, оказанию первой помощи,
технике безопасности, пожарной,
антитеррористической безопасности,
антикоррупционной политики в свете
действующего законодательства
2023-2027
Заведующий,
специалист по ОТ
5
Подготовка и реализация плана-графика
аттестации педагогических работников,
индивидуальное методическое
сопровождение аттестуемых педагогов.
Ежегодно
Заместитель
заведующего
по ВОР
6
Методическая деятельность в рамках
реализации годового плана работы.
2023-2027
7
Активное участие педагогов в конкурсах
муниципального и регионального уровня, в
том числе конкурсах профессионального
мастерства, инновационной деятельности
Ежегодно
Заместитель
заведующего
по ВОР
Заместитель
заведующего
по ВОР
8
Организация методического и технического
сопровождения при использовании
сотрудниками цифровых образовательных
технологий.
2023-2027
Заведующий
Ожидаемые результаты:
-сохранение доли педагогов ДОУ, которые прошли курсы повышения квалификации в
соответствии с ФГОС и направлением деятельности;
21
-увеличение доли педагогов ДОУ, прошедших обучение в области цифровых
образовательных технологий;
-увеличение доли педагогов, используемых в своей работе цифровые программы и
технологии;
-увеличение доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности ДОУ;
-увеличение доли педагогов, участвующих в конкурсах муниципального и регионального
уровня.
7.5. Проект «Содружество-содействие-сотворчество»
Цель: Использование разных форм взаимодействия детского сада и семьи для повышения
родительской компетентности в воспитании и образовании детей
Задачи:
-повышать психолого-педагогическую, правовую компетентность родителей (законных
представителей) путем проведения разнообразных форм, методов и приемов эффективного
взаимодействия с ними, в том числе путем Интернет-взаимодействия;
-вовлекать родителей в построение образовательного процесса, в том числе в проектную и
инновационную деятельность посредством постоянного их информирования.
№
п/п
Мероприятия проекта
Сроки
Ответственный
проведения исполнитель
1
Проведение психолого-педагогических услуг
(психолого-педагогическое консультирование)
родителям (законным представителям) детей
2023-2027
2
Участие родителей воспитанников в социально- Ежегодно
педагогических
мероприятиях
(акциях,
конкурсах), проектной деятельности
Заведующий,
заместитель
заведующего по ВОР,
педагог-психолог
Заместитель
заведующего по
ВОР, педагоги
3
Проведение анкетирования родителей с целью Ежегодно
оценки качества услуг консультативно –
педагогической помощи родителям
Заместитель
заведующего по
ВОР
Ожидаемые результаты:
-увеличение количества семей воспитанников, вовлеченных в проектную деятельность;
-увеличение количества психолого-педагогических услуг (психолого-педагогическое
консультирование) родителям (законным представителям) детей;
-увеличение доли родителей, положительно оценивших качество услуг консультативно –
педагогической помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги
консультативно – педагогической помощи родителям.
8. Финансовый план реализации Программы развития
В соответствии с муниципальным заданием МАДОУ «Детский сад № 42» и планом
финансово-хозяйственной деятельности финансовый план реализации Программы развития
осуществляется в рамках бюджетной сметы и выделенных денежных ассигнований на
текущий год.
22