1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в МАДОУ «Детский сад № 42» (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года (ст.77),
постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей,
проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями
на 18 сентября 2021 года, а также Уставом МАДОУ «Детский сад № 42» и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками
одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального
дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников,
имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с
одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных,
творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов
реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение участия
талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств,
направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий
для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей,
руководителей ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов
одаренности воспитанников;
использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной
деятельности детей;
организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно плану на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
принцип расширения образовательного пространства;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего обучения;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
принцип добровольности;
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель
заведующего по ВОР);
воспитатели;
специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической
культуре);
воспитанники;
родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);
проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
тематический контроль.
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные конференции и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Тематический контроль
Периодичность
По годовому плану
По плану педагогов группы
В течение года
3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
3.1.
Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными
учреждениями;
развитие проектной деятельности воспитанников;
привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.2. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
организация мастер-классов;
тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития
одаренного ребенка.
3.3. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
организация проектной деятельности с воспитанниками;
организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.4. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.6. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
тематические конкурсы, выставки;
проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается
вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
музыкальные шоу;
спортивные соревнования;
викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего ДОУ:
планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
4.3.1. Функции заместителя заведующего по ВОР:
сбор информационных данных по одарённым детям;
оформление нормативной документации;
планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными
воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной
деятельности;
координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
сбор информационных данных по одарённым детям;
оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом
кабинете;
размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте
ДОУ.
4.3.2. Функции педагогов:
• выявление одаренных детей;
• участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей;
• планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
• подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, выставках, соревнованиях
разного уровня;
• предоставление необходимой информации заведующему, заестителю заведующего по ВОР;
• создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
• консультирование родителей одаренных детей.
выявление одаренных воспитанников;
мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности
участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за
воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных
представителей) и педагогов;
включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней;
организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
предъявления на педсовете;
создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам
развития способности их детей.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:
работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме участия в конкурсах, концертах,
выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных
соревнований;
работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и
проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2.Работа с кадрами:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического
опыта;
работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных
(творческих отчетов, консультаций).
5.3.Работа с родителями (законными представителями): https://ohrana-tryda.c/4256
работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в
форме консультаций, бесед, наглядной информации по данному направлению, анкетирования,
совместного участия в конкурсах.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным,
нормативным актом, утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.