Положение по работе с одаренными детьми

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в МАДОУ «Детский сад № 42» (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года (ст.77),
постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей,
проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями
на 18 сентября 2021 года, а также Уставом МАДОУ «Детский сад № 42» и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками
одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального
дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников,
имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с
одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных,
творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов
реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение участия
талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;

доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств,
направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей
в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий
для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей,
руководителей ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов
одаренности воспитанников;

использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной
деятельности детей;

организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;

поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно плану на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:

принцип расширения образовательного пространства;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип развивающего обучения;

принцип опережающего обучения;

принцип комфортности в любой деятельности;

принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;

принцип добровольности;

принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:

администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель
заведующего по ВОР);

воспитатели;

специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической
культуре);

воспитанники;

родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:

конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);

проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);

тематический контроль.
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:


Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные конференции и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Тематический контроль

Периодичность
По годовому плану
По плану педагогов группы
В течение года

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
3.1.
Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:

организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными
учреждениями;

развитие проектной деятельности воспитанников;

привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.2. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:

организация мастер-классов;

тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития
одаренного ребенка.
3.3. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:

создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;

организация проектной деятельности с воспитанниками;

организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.4. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:

совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);

поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:

проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.6. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:

тематические конкурсы, выставки;

проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.


4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается
вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:

конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

музыкальные шоу;

спортивные соревнования;

викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего ДОУ:

планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
4.3.1. Функции заместителя заведующего по ВОР:

сбор информационных данных по одарённым детям;

оформление нормативной документации;

планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными
воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной
деятельности;

координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;

сбор информационных данных по одарённым детям;

оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом
кабинете;

размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте
ДОУ.
4.3.2. Функции педагогов:
• выявление одаренных детей;
• участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей;
• планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
• подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, выставках, соревнованиях
разного уровня;
• предоставление необходимой информации заведующему, заестителю заведующего по ВОР;
• создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
• консультирование родителей одаренных детей.
 выявление одаренных воспитанников;

мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности
участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за
воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных
представителей) и педагогов;
 включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней;
 организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
 подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
 оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
предъявления на педсовете;
 создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
 консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам
развития способности их детей.


5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:

работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме участия в конкурсах, концертах,
выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных
соревнований;

работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и
проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2.Работа с кадрами:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического
опыта;

работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных
(творческих отчетов, консультаций).
5.3.Работа с родителями (законными представителями): https://ohrana-tryda.c/4256

работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в
форме консультаций, бесед, наглядной информации по данному направлению, анкетирования,
совместного участия в конкурсах.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным,
нормативным актом, утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».