Приучайте детей к труду!
13.01.2023
Только
в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие
качества.
Любовь
и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем,
заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!
Ошибаются
родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда
ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш
сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С
каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно
сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!
Стремление
к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от
природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут
его результаты.
У детей дошкольного возраста легко вызвать желание
работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но
гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись
за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь
другим.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует
конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс
оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться. Отсюда
следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего
посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе,
сколько о педагогической значимости.
Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой
труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью
такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его
людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству
и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически
заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это
приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать
изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить
сам. Это легко сделать, привлекая малыша к изготовлению, допустим, игрушек. В
такой работе дети познают свойства различных материалов, учатся элементарному
планированию.
Во многих современных семьях бытует тенденция
недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он
выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий,
но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы
ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и
смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К.
Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом
простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как
сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд
интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми,
рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с
напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление
и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание
того и другого содействует успеху в каждом из них.
Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра.
Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать
кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку - это
уже работа. К «ей способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить
простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например,
подать маме книгу, папе - очки, бабушке - домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье
обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в
начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности.
Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то
и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его
внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые
задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно
использовать игрушку- например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь,
терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие
достижения.
В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать
ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру
своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые
стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу
аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было
для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не
просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием
поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям
и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять
умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать
свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню,
покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому
приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или
с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных
примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание
сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего
братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит
какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе
с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он
может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны
уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные
для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть
фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно
увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной
системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются
тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь
ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек,
ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть
какая-нибудь птица, зверек, не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами,
нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку
в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он
многое обязан будет делать сам!
Дети склонны к подражанию, они питают безграничное
доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия,
подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2023
Дата обновления: 17.01.2023
Дата публикации: 13.01.2023