Динамика развития воспитанников с особыми образовательными потребностями в рамках мониторинга, проводимого образовательной организацией
30.09.2024
Психолого-педагогическое
обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его
результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Изучение
и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает
возможность прогнозировать его развитие (создание
индивидуального образовательного маршрута). Психодиагностическое обследование
ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение
всех сторон психики: познавательная
сфера, коммуникативная сфера, поведенческая сфера у детей с ОВЗ.
Мониторинг познавательных процессов детей.
Цель: Обследование познавательной сферы воспитанников с ОВЗ
Численность
воспитанников с ОВЗ в ДОУ:
В
2020-2021 году – 5 детей
В
2021-2022 году – 5 детей
В
2022-2023 году – 7 детей
В
2023-2024 году – 5 детей
Для них были разработаны индивидуальные
программы с учетом рекомендаций ТПМПК и ИПРА.
Регулярно
проводились коррекционно-развивающие занятия, согласно индивидуальных
образовательных маршрутов.
Уровень развития |
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
2023-2024 |
||||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
Высокий |
17% |
33% |
20% |
40% |
21% |
45% |
19% |
39% |
средний |
59% |
49% |
50% |
45% |
50% |
44% |
54% |
45% |
низкий |
24% |
18% |
30% |
15% |
29% |
11% |
27% |
16% |
Общая численность обучающихся с ОВЗ в МАДОУ
Учебный год |
|||||||
Дети с задержкой психического развития |
Дети с умственной отсталостью |
Дети с расстройством аутистического спектра |
Дети с тяжелыми нарушениями речи |
Дети с нарушением зрения. |
Дети с нарушением слуха. |
Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата. |
|
2020-2021 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2021-2022 |
3 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2022-2023 |
5 |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
2023-2024 |
3 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коррекционно-развивающая
работа с обучающимися с ОВЗ строилась с учётом образовательных потребностей,
индивидуальных и возрастных особенностей, которые определялись, прежде всего, в
результате комплексного обследования, проведённого в начале учебного года.
Эффективность коррекционно- развивающей работы происходило в соответствии с
индивидуальными возможностями и темпом психического развития каждого
обучающегося с ОВЗ. Эффективность проведённой коррекционно-развивающей работы
отслеживалась в ходе итогового мониторинга каждого ребенка с ОВЗ.
Индивидуальная работа обеспечила дошкольникам положительный результат в
освоении содержания обучения и в развитии дошкольников, способствовала
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Высокая результативность работы с детьми ОВЗ, обусловлена применением
психолого-педагогически методов, современных образовательных технологий в
коррекционно-развивающем процессе. В зависимости от структуры дефекта и степени
его выраженности педагогом-психологом была определена содержательная
направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного
подхода к обучению и воспитанию дошкольников с ОВЗ.
Вывод: в результате
коррекционно-развивающих занятий, у дошкольников с ОВЗ наблюдается устойчивая
положительная динамика, что позволяет им успешно усваивать адаптированную
образовательную программу.
Необходимо
продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения
программного материала по всем образовательным областям в течение учебного
года. В течение года продолжать развивать познавательную сферу, речевые и
коммуникативные, художественные умения детей в непосредственно образовательной
деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.