1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в
том числе часто болеющими детьми в МАДОУ «Детский сад № 42» (далее – Положение)
разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
‒
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573);
- Уставом МАДОУ «Детский сад № 42».
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с детьми, находящимися под диспансерным
наблюдением, в том числе часто болеющими детьми, способствующей позитивной социализации
и всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах
деятельности.
1.3. Основная цель работы – комплексная работа часто болеющих детей, включающая проведение
мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и укрепление здоровья воспитанников.
1.4. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей воспитанников в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
1.5. Работа с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто
болеющими детьми проводится согласно плану на текущий учебный год.
2. Принципы работы с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том
числе часто болеющими детьми
- индивидуальность - учет особенностей нарушений состояния здоровья каждого конкретного
ребенка;
- комплексность - органичное решение оздоровительных задач в системе образовательной работы,
2
во всех видах детской деятельности;
- круглогодичность;
- этапность и преемственность адаптация часто болеющих детей проводится на всех этапах: в
семье, в ДОУ, в поликлинике.
3. Особенности развития часто болеющих детей
3.1. К часто длительно болеющим относятся дети, перенесшие более 5 эпизодов ОРЗ за год.
- от 3 до 5 лет — 5 и более раз в год;
- детей старше 5 лет — при 4 и более ОРЗ в год.
Часто болеющие дети имеют худшие показатели физического развития. Часто болеющие
дошкольники имеют низкие и ниже средних возрастно - половые показатели развития основных
физических качеств и двигательных навыков (недостаточно хорошая координация движений,
отставание в развитии мелкой моторики) и характеризуются сниженными функциональными
возможностями. Часто болеющие дети характеризуются более низкими показателями местного
иммунитета.
3.2. Основные направления работы по оздоровительной работы с часто болеющими детьми (далее
– ЧБД) в ДОУ:
3.2.1. Профилактические:
- Решение задач ЧБД средствами физической культуры;
- Выполнение санитарно-гигиенических требований к режиму пребывания ребенка в ДОУ, включая
индивидуальные рекомендации соответственно текущему состоянию здоровья ребенка
(перенесенное заболевание, долгое отсутствие в детском саду и пр.);
- Консультирование и информирование семей об использовании эффективных технологий и
методик оздоровления детей (ЧБД);
- Обеспечение оптимального режима мероприятий для воспитанников с индивидуализацией ее
отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания;
- Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон,
регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить
интенсивность), дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока;
- Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.
3.2.2. Общеобразовательные:
- Обучение детей основам оздоровительной гимнастики;
- Обучение видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.
3.2.3. Коррекционные:
- Укрепление и повышение физической работоспособности и выносливости;
- Повышение сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям.
3.2.4. Психолого-педагогические:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей
(стремление к здоровому образу жизни);
- Выработка гигиенических навыков;
- Улучшение эмоционального состояния;
- Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
4. Особенности физкультурно - оздоровительной работы.
4.1. Система мероприятий физкультурно – оздоровительной работы включает в себя:
- Утренний приём на открытом воздухе (в летний период);
- Утренняя гимнастика;
3
- Физкультминутки;
- Физкультурные минутки между занятиями;
- Традиционные физкультурные занятия;
- Мероприятия по формированию здорового образа жизни;
- Физкультурно - оздоровительные мероприятия для ЧБД:
- Витаминизация блюд;
- Дыхательная гимнастика;
- Элементы здоровьесберегающих технологий в режимных моментах: зрительная гимнастика,
психогимнастика;
- Прогулка;
- Корригирующая гимнастика после сна, в том числе: хождение босиком после сна по дорожке
«Здоровья», физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, игры с водой
(теплое время года);
- Физкультурный досуг, развлечения;
- Физкультурный праздник;
- День здоровья.
5. Формы организации образовательной деятельности с детьми
5.1. Педагоги при организации работы с часто болеющими детьми должны соблюдать следующие
требования:
- давать часто болеющим детям посильные задания, зная, что они справятся с их выполнением;
- предлагать быть ведущим только в знакомой подвижной игре;
- при проведения эстафет подбирать для этого таких детей посильные двигательные действия,
чтобы они были уверены в своих силах и не отказывались от участия;
- при выполнении упражнений в парах подбирать детей: в паре с часто
болеющим ребенком обязательно должен быть более здоровый и хорошо физически
развитый ребенок;
- привлекать часто болеющих детей к участию в спортивных праздниках, заранее подбирая
адекватные задания;
- проводить с часто болеющими детьми индивидуальную работу, предлагать индивидуальные
развивающие задания по освоению техники разучиваемых упражнений;
- часто болеющим детям не рекомендуется давать двигательные задания типа «Кто быстрее?»,
«Кто больше?» и т.д.;
- содержание занятия и физическая нагрузка должны соответствовать возрасту и
уровню подготовленности и состоянию здоровья детей, индивидуальным особенностям часто
болеющих детей.
Формы организации физического воспитания и двигательной активности
№
Мероприятия
Группы
Периодичность
Ответственный
Отметка о
выполнении
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
Утренняя
гимнастика
Все группы
Ежедневно
4
Воспитатели – в 1 и
2 младших группах,
музыкальный
руководитель
в
средних группах,
инструктор
по
ФИЗО – в старшей
и подготовительной
группе
2
Физическая культура
в зале
на воздухе
3
Подвижные игры
4
Инструктор по
ФИЗО, воспитатели
групп
Все группы
3 раза в неделю
в зале - в 1, 2
младших и
средних
группах
3 раза в неделю
- 2 в зале, 1 на
улице в
старших и
подготовительн
ой группах
2 раза в день
Гимнастика после
дневного сна
Спортивные
упражнения
Все группы
Ежедневно
Воспитатели групп
Все группы
По плану
Воспитатели групп
6
Спортивные игры
Все группы
По плану
7
Физкультурные досуги
Все группы
По плану
Инструктор по
ФИЗО,
воспитатели групп
Инструктор по
ФИЗО,
воспитатели групп
музыкальный
руководитель
8
Физкультурные
праздники
Все группы
По плану
9
День здоровья
Все группы
1 неделя июня
5
1
2
3
4
Контрастные воздушные
ванны
Ходьба босиком
Облегченная одежда
детей
Мытье рук, лица, шеи
прохладной водой
Все группы
Воспитатели групп
Инструктор по
ФИЗО, воспитатели
групп,
музыкальный
руководитель
Инструктор по
ФИЗО, воспитатели
групп, музыкальный
руководитель
2. ЗАКАЛИВАНИЕ
Все группы
После
Воспитатели групп
дневного сна
Все группы
После сна,
Инструктор по
на занятии
ФИЗО, воспитатели
физкультурой в
групп
зале, летом на
прогулочном
участке
Все группы
В течение дня Воспитатели групп
Все группы
В течение дня
Воспитатели групп
Продолжительность занятий с часто болеющими детьми остаётся не изменой.
Дифференцированный подход обеспечивается за счёт изменения в содержании физических
упражнений, их интенсивности (изменения темпа, траектории, амплитуды, дозировки).
5
План физкультурно-оздоровительной работы с ЧБД в МАДОУ «Детский сад № 42» представлен
в Приложении 1.
7. Участники реализации положения
7.1 Организация работы ведется по трем направлениям: с детьми, родителями, кадрами.
7.1.1. Работа с детьми:
- Сопровождение осуществляют педагоги, специалисты МАДОУ «Детский сад № 42»;
- Комплексная физкультурно-оздоровительная работа с ЧБД
через разнообразные виды
деятельности, обеспечивающая положительную динамику показателей.
7.1.2. Работа с родителями:
- Данное направление осуществляют воспитатели и инструктора по физической культуре;
- Работа с родителями ЧПД проводится в форме индивидуальных консультаций и бесед, культурнодосуговых мероприятий, наглядной педагогической информации (памятки, буклеты);
- Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, конкурсах.
7.1.3.Работа с кадрами:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с ЧПД. Педагоги
работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта;
- Работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (семинаров), групповых
(коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (консультаций).
8. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ с часто и длительно
болеющими детьми
8.1. Эффективность оздоровительной работы в ДОУ с часто и длительно болеющими детьми
оценивается по следующим показателям:
- положительная и соответствующая возрасту динамика антропометрических показателей;
- устойчивая нормализация показателей, функционального состояния организма (гемоглобин,
пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния,
хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
- отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
- уменьшение числа дней пропущенных по болезни одним ребенком за год.
Педагогам необходимо в системе использовать в практической деятельности с часто
болеющими детьми здоровьесберегающие технологии, что позволяет осуществить интеграцию
образовательной области «Физическое развитие» со всеми образовательными областями
(реализация принципа интеграции образовательных областей – интеграция посредствам
организации и оптимизации образовательного процесса).
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в
том числе часто болеющими детьми в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается
приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
6
Приложение 1
к Положению о работе с детьми, находящимися
под диспансерным наблюдением, в том числе
часто болеющими детьми в МАДОУ «Детский сад № 42»
План физкультурно-оздоровительной работы с ЧБД в МАДОУ «Детский сад № 42»
Цель: охрана и укрепление здоровья детей; формирование представлений о здоровом образе
жизни на основе создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в
дошкольном учреждении. Повышение физической подготовленности через оптимизацию
двигательной активности.
Задачи:
1.
Организовать рациональный режим дня, обеспечить суточную продолжительность снав
соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями.
2.
Создать условия для оптимального двигательного режима.
3.
Организовать полноценное питание.
4.
Осуществлять оздоровительные и закаливающие мероприятия.
5.
Обеспечить благоприятную гигиеническую обстановку и условия для культурногигиенического воспитания детей.
6.
Создать атмосферу психологического комфорта и предупреждения травматизма.
7.
Обеспечить безопасность.
8.
Реализовать индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Физкультурно-оздоровительная работа ведется в двух направлениях:
1.
Лечебно-профилактическое, оздоровительное.
2.
Двигательное.
№
1
2
3
Содержание
Группа
Периодичность
выполнения
Ответственные
Сроки
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Организация жизни 1 младшие
По приходу
Воспитатели
В
детей в
группы
детей в ДОУ
групп, педагог - течение
адаптационный
психолог
адаптаци
период, создание
онного
комфортного режима
периода
Определение
Все группы
Ежедневно
Воспитатели В течение
оптимальной
групп
года
нагрузкина ребёнка с
учётом возрастных и
индивидуальных
особенностей
Организация
Все группы Длительность
Воспитатели В течение
щадяще –
щадящего
групп
года
оздоровительного
режима в
режима в период
зависимости от
реконвалесценции
перенесённых
после острых
заболеваний
заболеваний
7
Отметка о
выполнении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
1
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Физкультурные
Все группы
3 раза в
Инструктор
занятия
неделю
по ФИЗО
Минутки здоровья
Все группы
Ежедневно
Инструктор по
(утренняя
ФИЗО,
гимнастика)
воспитатели
Двигательная
Все группы
Ежедневно
Инструктор по
разминка
ФИЗО,
воспитатели
Физкультминутки
Все группы
Ежедневно
Воспитатели
Подвижные игры и
физические
упражнения на
прогулке
Индивидуальная
работа по развитию
движений
Прогулки-походы
Все группы
Ежедневно
По плану
Все группы
Ежедневно
воспитатели
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
Инструктор по В течение
ФИЗО
года
воспитатели
Все группы
Дыхательная
Ежедневно
Воспитатели В течение
гимнастика
года
Все группы
Здоровьесберега
Ежедневно
Воспитатели В течение
ющие технологии
года
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Самостоятельная
Все группы
Ежедневно в
Воспитатели
В течение
двигательная
помещении и на
года
активность
воздухе
Все группы
По плану
4. ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Дни здоровья
Все группы
По плану
Инструктор по В течение
ФИЗО;
года
воспитатели
Веселые старты
Старшие ,
Октябрь,
Инструктор по
1 раз в
подготовит январь, апрель
ФИЗО
квартал
ельная
группы
Физкультурные
Все группы
По плану
Инструктор по В течение
праздники, досуги,
ФИЗО;
года
развлечения
воспитатели
Реализация проекта Подготовит По плану
Инструктор по В течение
ельная
«УМКА-СПОРТ»
ФИЗО,
года
группа
воспитатели
5 . ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
Использование
Все группы
Ежедневно
Воспитатели В течение
приёмов
года
релаксации:
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
минуты тишины,
динамические паузы
6. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЁТОМ ЗДОРОВЬЯ
Все группы
Воздушные ванны
Ежедневно
Воспитатели,
(облегчённая
родители
одежда, одежда,
соответствующая
сезону года)
Все группы
Прогулки
Ежедневно, 2
Воспитатели
раза в день
Все
группы
Минутки здоровья
Ежедневно
Инструктор по
(утренняя
ФИЗО,
гимнастика),
воспитатели
физкультурные
занятия
Хождение босиком Все группы
Ежедневно
Воспитатели
по дорожке
после
«Здоровье»
дневного сна
Все
группы
Хождение босиком
В летний период
Воспитатели
по траве на
спортивной,
игровых площадках
Обширное умывание Все группы Ежедневно после
Воспитатели
дневного сна
Все
группы
Игры с водой
Во время
Воспитатели
прогулки, занятий,
игр.
Все
группы
Солнечные ванны
В летний период
Воспитатели
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В течение
года
В летний
период
В течение
года
В летний
период
ежедневно
В летний
период
7. ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
Все группы
Выполнение
Ежедневно
Медицинская В течение
натуральных норм
сестра
года
питания
воспитанников
Все группы
Ежедневная СЕжедневно
Медицинская В течение
витаминизация
сестра
года
третьего блюда;
овощи, фрукты,
соки, напиток с
плодами шиповника
9